en
апрель
12
Сессия 1
c 19:30Йоэль Регевлекция
до 22:30Farhood / Kepla / Lingвыступление
Подробности
c 19:30Йоэль Регев
В повседневном опыте мы говорим о совпадении, сталкиваясь с рядом событий, которые, с одной стороны, не могут быть сведены к тому или иному предустановленному единству (например, как случаи действия какого-либо общего закона), но, с другой, не являются также и полностью лишенными связи. Обычно мы относим такие случаи на счет нашего неадекватного знания о реальности: связь на самом деле существует, но нам неизвестен ее исток; или же связи на самом деле нет — и мы только привносим ее в реальность («нам только кажется»). Собственно, о совпадении в непосредственном смысле слова можно говорить тогда, когда ни одна из этих редукций не оказывается удовлетворительной и мы оказываемся в состоянии своего рода колебания между ними. Но это балансирование не характеризует совпадение как таковое: совпадение здесь не предстает как нечто субстанциальное и существующее само по себе, а мыслится лишь исходя из того, чем оно не является, — то есть исходя из необходимости и случайности, единства и множественности, которые представляются первичными и независимыми. В этом обыденном понимании совпадение функционирует как своего рода «ни-ни», как неизвестная переменная, непроницаемый объект. Целью материалистической диалектики совпадения является размыкание этой непроницаемости: утверждение субстанциальности совпадения, делающее возможным непосредственное знание о нем. Йоэль Регев — философ, преподаватель философии в Европейском университете в Санкт-Петербурге, автор книг «Коинсидентология: краткий трактат о методе» (2015) и «Невозможное и совпадение: о революционной ситуации в философии» (2016).
до 22:30Farhood / Kepla / Ling
Farhood — рэпер иранского происхождения. С тех пор как покинул родину в 2011 году, он живет и работает в Ливерпуле. Отъезд из Ирана был связан с активной политической деятельностью музыканта и с его критикой правительства страны, но в Англии его прошение о политическом убежище было отклонено, и Farhood оказался перед необходимостью как-то узаконить свой иммиграционный статус. Дальше в его биографии были несколько лет скитаний без работы и дома и даже недолгое тюремное заключение. Однако в конце концов музыкант смог обосноваться в Ливерпуле на законных основаниях. Farhood пишет лирику на фарси, используя и приемы традиционной персидской поэзии, и современный язык улиц. В своих произведениях он резко критикует иранское правительство и политический строй страны. Дебютный EP музыканта под названием «Tike Tike» совмещает в себе выражение политической позиции с призывами к социальным переменам и выступлениями за права женщин и ЛГБТ на Ближнем Востоке. К работе над альбомом привлекались ливерпульские экспериментальные музыканты Kepla и Ling, обеспечившие то уникальное звучание, которым отличается альбом «Tike Tike»: сочетание общей меланхоличной атмосферы и характерного граймового напора.
15
Кинопоказ 1
16:00Левиафанреж. Верена Паравель, Люсьен Кастен-Тейлор
Подробности
16:00Левиафан
США/Франция/Великобритания, 2012. 87 мин. нет ограничений
Фильм-исследование, созданный сотрудниками Sensory Ethnography Lab — экспериментальной лаборатории визуальной антропологии при Гарвардском университете, стилистически находится на стыке повествовательного кино и экспериментального видео. Авторы следуют за отправившимся в долгосрочный рейс рыболовецким траулером, чтобы создать завораживающий портрет одного из древнейших человеческих занятий, лишенный каких-либо отсылок к традиционному жанру документального фильма о той или иной профессии. Не-человеческий режим зрения реализуется здесь благодаря рассказу об однообразных буднях рыболовецкого судна. Для этого режиссеры использовали камеры GoPro и возможности мобильных регистраторов. Тем самым они достигают в каждом кадре эффекта «стерильного» машинного взгляда, что позволяет расширить границы повседневного восприятия.
20
Сессия 2
с 19:30Владимир Будановлекция
до 22:30Kablamвыступление
Подробности
с 19:30Владимир Буданов
Что общего между горящей свечой и навязчивой идеей, «большим красным пятном» Юпитера и культурной традицией, джазовой композицией и морозным узором на оконном стекле? Что объединяет эти и многие другие сложные явления? Найти ответы на эти вопросы может помочь синергетика, которую иногда называют теорией самоорганизации или теорией сложности. Термин «синергетика» (от греч. synergetikos — совместно действующий) введен немецким физиком-теоретиком Германом Хакеном в 1970 г. и означает совместное действие, кооперативное поведение в самых разных многокомпонентных системах, состоящих, например, из молекул газа, нейронов мозга, членов сообщества или элементарных частиц. Хакена, специалиста по квантовой оптике, поразило сходство природы самоорганизации в областях совершенно далеких друг от друга, а именно механизмов генерации когерентного излучения лазера и механизмов зарождения паники или слухов в возбужденной социальной среде. Так и возникла идея построения универсального синергетического языка для работы со сложностью. Еще в 80-х гг. прошлого века один из лидеров синергетики в России Сергей Павлович Курдюмов потряс коллег-математиков заявлением, что в ХХI в. большинство задач математического моделирования будет связано с экономикой и социогуманитарной сферой, междисциплинарными проектами. Сегодня эта тенденция очевидна всем, технологические инновации постиндустриального мира всегда междисциплинарны, а технологии бывают и социальными, и когнитивными, и конвергентными (см. nano-bio-info-cogni-технологии). Владимир Буданов — физик, философ, ведущий научный сотрудник Сектора междисциплинарных проблем научно-технического развития в Институте философии РАН, автор многочисленных статей и публикаций по синергетике и философии науки.
до 22:30Kablam
Кайса Андреа Блом выросла в пригороде Гетеборга в Швеции, а в 2012 году в поисках вдохновения переехала в Берлин. Вскоре она начала осваивать новое для себя направление и основала проект KABLAM. В рамках его она работает вместе с командой Janus, в состав которой входят также Lotic и продюсер M.E.S.H. Сейчас Блом живет и работает в Стокгольме. В проекте KABLAM Блом делает треки, которые деконструируют современную поп-музыку, демонстрируя механистичность ее внутренней структуры. В 2016 году Блом выпустила свой первый полноформатный диск «Furiosa». Альбом стал ярким примером обозначившегося в последние годы тяготения экспериментальной электронной музыки к звуковому максимализму. Перегруженное, иногда даже дезориентирующее звучание этих треков наполнено шумами: гудками, скрипами, щелканьем и жужжанием. Ритм создается за счет наложения различных звуков естественного и искусственного происхождения: скрипа двери, лязга металла, рычания животных. Человеческий голос проводит сквозь эти звуковые коллажи мелодическую линию, однако он то звучит, то обрывается и пропадает, тем самым подчеркивая, что фонетический аспект все же превалирует над семантическим. В целом в альбоме исследуется и ставится под вопрос граница между естественным и синтетическим. Эта музыка отрицает разделение на человеческое, животное и машинное и доводит эти выводы до тревожной звуковой кульминации.
22
Кинопоказ 2
16:00Район № 9реж. Нил Бломкамп
Подробности
16:00Район № 9
США/ЮАР/Новая Зеландия, 2009. 112 мин. 16+
В 1982 году в небе над Йоханнесбургом зависает инопланетный корабль, однако его обитатели не вступают в контакт с жителями города. Вскоре ученым удается проникнуть на корабль, где они обнаруживают истощенных инопланетян, похожих на насекомых. Их цивилизация, по-видимому, пережила глобальный катаклизм, и они вынуждены были покинуть родную планету. Правительство ЮАР организует лагерь для беженцев, куда свозит всех инопланетян, превратив территорию в своеобразное гетто. Сложности с их адаптацией и недовольство соседством с непрошеными гостями становятся для местного населения поводом начать протесты. «Район № 9» — оригинальная трактовка традиционного сюжета о столкновении человека и внеземной цивилизации. Вопрос о «внутривидовом исключении» как основной характеристике человеческого вида поднимается благодаря тому, что вводится фигура внешнего врага, которая позволяет людям солидаризироваться.
26
Сессия 3
с 19:30Игорь Бурцевлекция
до 22:30Kid Fourteenвыступление
Подробности
с 19:30Игорь Бурцев
Вопрос о существовании «снежного человека» лежит в плоскости как академических дисциплин (биологии, биохимии, генетики, антропологии, этнографии), так и неакадемических (уфологии и криптозоологии), затрагивая и сферу мистики. Игорь Бурцев, кандидат исторических наук, с 1965 года занимается исследованиями в области гоминологии — науки, которая изучает теоретическую возможность существования реликтовых гоминид. На основе этих наработок можно планировать и практические действия по поиску человекоподобных существ. Будучи участником и руководителем множества поисковых экспедиций, в 2014 году Игорь Бурцев составил специальную карту Подмосковья — на ней отмечено более двух десятков мест, где были обнаружены следы деятельности «снежного человека». В своей работе ученый опирается на труды советского историка и социолога Бориса Поршнева, которого принято считать основоположником гоминологии: наряду с гуманитарными науками он занимался физиологией высшей нервной деятельности, языкознанием и психолингвистикой, изучал различия между инстинктивным и сознательным трудом. В своей статье 1964 года «От высших животных — к человеку» он рассматривает антропогенез не как историко-эволюционный процесс формирования физического типа человека, а как дивергенцию палеоантропов и неоантропов, некий скачок, в результате которого зародилась оппозиция «люди» и «не-люди». В рамках проекта «Опыты нечеловеческого гостеприимства» Игорь Бурцев расскажет о своих многолетних исследованиях и поисках «снежного человека», о найденных доказательствах его существования, таких как следы крови, отпечатки пальцев, фрагменты кожи и волос, а также о возможностях коммуникации между человеком и реликтовыми гоминидами. Игорь Бурцев — президент Фонда «Криптосфера», директор Международного центра гоминологии, соавтор исследований, осуществляемых лабораторией ДНК-диагностики в городе Накодочес в США, отделением биохимии Института медицинских исследований в городе Бирмингем в США, отделением физиологии, анатомии и генетики Оксфордского университета в Великобритании.
до 22:30Kid Fourteen
Kid Fourteen — творческий псевдоним Ходора Эллаика, который живет и работает в Бейруте. Между 2010 и 2014 годом музыкант был фронтменом панк-группы Beirut Scum Society и постпанк-группы Friendly Faces. Затем Эллаик начал сольную карьеру, создав проект Kid Fourteen. С ним он участвовал в нескольких европейских фестивалях, в том числе Incubate в Голландии и Waveteef в Бельгии. Его дебютный альбом «Dream Kids Never Sleep» вышел в сентябре 2016 года. Фирменный звук Kid Fourteen складывается из сочетания небольшого набора синтезаторов и драм-машин с узнаваемым меланхоличным вокалом — эта противоречивая смесь панк-эстетики и элементов нойз-поп определила лицо проекта. В этой музыке прослеживается одновременно влияние классического панка и электропанка (среди кумиров музыканта значатся Джо Стаммер из The Clash и Алан Вега из Suicide), бельгийской электроники 80–90-х годов и более современных коллективов вроде Dirty Beaches и Sleaford Mods.
29
Кинопоказ 3
16:00Прямохождениереж. Евгений Юфит
Подробности
16:00Прямохождение
Нидерланды/Россия, 2005. 90 мин. 18+
Абсурдистский квазидокументальный детектив о преуспевающем художнике, случайно обнаружившем архив неизвестного режиссера. На найденных пленках зафиксирован ход археологической экспедиции, результаты которой позволяют иначе взглянуть на историю развития человека. Параллельно с этой линией перед зрителями разворачивается сюжет о человекообразных существах, готовящихся к какому-то загадочному действию. «Прямохождение» — последний фильм прославленного российского кинематографиста Евгения Юфита, создателя оригинального метода «некрореализма». Его поэтика тематизирует существование пограничной реальности между жизнью и смертью, когда человек обретает новое онтологическое измерение. Этот фильм стал своеобразным opus magnum режиссера, где он не просто использует уже знакомые образы и повествовательные приемы, но и критически переосмысляет собственное художественное наследие.
май
03
Сессия 4
с 19:30Егор Рогалев, Алексей Боголепов, Андрей Шенталь и Валентин Фетисовдискуссия
до 22:30Элизия Крэмптонвыступление
Подробности
с 19:30Егор Рогалев, Алексей Боголепов, Андрей Шенталь и Валентин Фетисов
Участников проекта «Опыты нечеловеческого гостеприимства» Егора Рогалева, Алексея Боголепова, Андрея Шенталя и Валю Фетисова объединяет интерес к самоорганизующимся системам, будь то физические закономерности как таковые, по ту сторону субъект-объектных отношений, грибницы с их потенциалом к передаче информации как внутри себя, так и вовне, в окружающую среду, или искусственный интеллект, в основе которого лежит самообучаемый алгоритм. Художники подробнее расскажут о своей практике и обсудят проблемы художественной репрезентации «нечеловеческого».
до 22:30Элизия Крэмптон
Элизия Крэмптон — продюсер, саунд-художница, концептуальный коллажист и музыкант, представительница народа аймара. Она начала свою карьеру в 2008 году под псевдонимом E+E и создавала главным образом ремиксы, сделанные с помощью клавишных, сэмплеров и вокала, а капелла. К 2015 году Крэмптон начала писать музыку и выступать под собственным именем, существенно расширив свою музыкальную палитру. Ее первый полноформатный альбом был очень благосклонно встречен критиками. Музыка Крэмптон представляет собой масштабное слияние идей, синтез множества смыслов, географических регионов, музыкальных жанров и культурных символов, которые соединяются в материал, находящийся на пересечении футуризма и традиции. Вслед за первым EP «American Drift», выпущенным на Blueberry Records, этим летом на лейбле Break World появилась новая работа Элизии Крэмптон «Elysia Crampton presents: Demon City». Этот концептуальный альбом, представляющий собой эпическую поэму с участием Чино Амоби, Why Be, Rabit и Lexxi, в живом исполнении будет сопровождаться перформансом «Смерть суверена: ход времени в будущее». Аудиовизуальное действо развернется как диджей-сет и театральное представление, соединяющее устную традицию индейцев аймара и театральное наследие с важным для Крэмптон трансфеминистским и аболиционистским пониманием будущего.
06
Кинопоказ 4
16:00Смерть Дружбыреж. Питер Уоллен
Подробности
16:00Смерть Дружбы
Великобритания, 1987. 78 мин. нет ограничений
Действие фильма разворачивается на Ближнем Востоке в период конфликта между правительством Иордании и палестинскими боевиками. Журналист по имени Салливан спасает от боевиков Организации освобождения Палестины девушку, которая признается ему, что на самом деле она андроид по имени «Дружба», присланный на землю инопланетянами с миротворческой миссией. Британский киновед и режиссер Питер Уоллен вдохновлялся стилистической и концептуальной свободой, которая свойственна жанру научной фантастики. Он предлагает зрителям сложное, многоуровневое размышление о взаимодействии человека и машины, о жестокости и темных сторонах рациональности. Фантазия Уоллена позволяет ему выйти далеко за пределы банальных сюжетных ходов, раскрывающих сосуществование человека с Иным, и вывести на свет новые, непривычные этические проблемы.
10
Сессия 5
с 19:30Михаил Гельфандлекция
до 22:30Nuclear Cthulhuвыступление
Подробности
с 19:30Михаил Гельфанд
Биология — одна из наук, уводящих нас от антропоцентрической модели мира, хотя бы потому, что бактерии появились и коммуницировали с многоклеточными организмами задолго до появления человека. Жизнь на молекулярном или клеточном уровне представляет собой биосистему, в которой устанавливается система связей, осуществляется коммуникация, обмен энергией и веществами. Многие аспекты жизнедеятельности колонии бактерий требуют скоординированного действия многих клеток. В природе каждая клетка сама по себе является эгоистичной, и все ее действия направлены на собственное благополучие. Но на этапе формирования более сложных организмов, клетка перестает быть эгоистичной, и целью всех клеток становится совместная работа для процветания и жизни организма в целом. Например, если колония бактерий хочет питаться целлюлозой, то требуется выделять в среду белки, которые бы расщепляли этот полимер до простых молекул. В то же время клетка может стать читером (cheater, обманщик) — ничего не выделять, тем самым экономя свои ресурсы, но потреблять простые молекулы, полученные общими усилиями, или альтруистом — что может выражаться в самоубийстве ради процветания колонии. Михаил Гельфанд расскажет о молекулярной коммуникации, бактериальных сообществах и взаимодействии бактерий с многоклеточными организмами. Михаил Гельфанд — доктор биологических наук, профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, руководитель магистерской программы «Биотехнологии» Сколковского института науки и технологий (Сколтех), заместитель директора Института проблем передачи информации РАН, заместитель главного редактора газеты «Троицкий вариант — наука».
до 22:30Nuclear Cthulhu
Проект Nuclear Cthulhu был создан участниками российской блэк-металлической группы Blackdeath, с момента своего основания в 1995 году базирующейся в Санкт-Петербурге. С 2015 года Abysslooker (гитара), Colonel Para Bellum (вокал и бас) и Polar Maya (барабан) начали играть стоунер-дум-метал с элементами блэка. Они взяли за правило не давать больше определенного — весьма незначительного — числа концертов в год. Дебютный альбом «Desecration» вышел в 2016 году. Общее звучание коллектива и содержание музыкальных композиций строится вокруг темы Апокалипсиса и сопровождающих его катаклизмов. В зловещих тягучих гитарных риффах можно услышать неостановимое течение лавы, в басовой партии — неясный гул тектонических сдвигов. Все это пронизывает густой гроулинг — вокал тоже кажется нечеловеческим, не принадлежащим известным нам земным существам. Ритмическая часть отсылает к ритуальным инструментам; время от времени на записи звучит архаичный звук шофара (ритуального духового инструмента, сделанного из рога животного). Гротесковый характер композиций, взывающих к хтоническим началам, отсылает к лавкрафтовским грезам о мистических мирах и драме мироздания. Эти мотивы отражены в названии группы и вплетены в историю коллектива: Abysslooker, гитарист Nuclear Cthulhu, переводил Лавкрафта на русский язык.
13
Кинопоказ 5
с 16:00Донна Харауэй: рассказывать истории, чтобы выжить на Землереж. Фабрицио Терранова
с 17:40Превращениереж. Валерий Фокин
Подробности
с 16:00Донна Харауэй: рассказывать истории, чтобы выжить на Земле
Бельгия/Франция/Испания, 2016. 90 мин. нет ограничений
Это фильм-портрет Донны Харауэй, оригинальной мыслительницы и активистки, выдвинувшей ряд новаторских тезисов о сущности научного знания, о технологических процессах, гендере и межвидовых взаимоотношениях. Находясь в самом средоточии актуального философского дискурса, Харауэй предлагает отказаться от идеи исключительности человека и помыслить мир как сложное переплетение взаимосвязей между людьми, животными и машинами.
с 17:40Превращение
Россия, 2002. 84 мин. 18+
Однажды утром скромный служащий Грегор Замза проснулся и обнаружил, что превратился в гигантское насекомое. Близкие относятся к нему с брезгливостью, запирают несчастного в его небольшой комнате, и лишь сестра приходит его кормить. Меж тем герой сохраняет способность мыслить и постоянно винит себя за те неудобства, которые причиняет свой семье. В конце концов Грегор Замза умирает. «Превращение» — экранизация одного из самых известных рассказов Франца Кафки, хлесткого памфлета, направленного на разоблачение сути мещанства, ведущего к моральной деградации и драме расчеловечивания. Следуя специфической повествовательной манере, которая прославила Кафку, Валерий Фокин воплотил на экране атмосферу разложения семьи как фон, на котором разыгрывается трагедия одинокого человека, неспособного противостоять жестокому абсурду реальности и исключенного из жизни.
20
Сессия 6
с 15:00Ползучий садреж. Тим Грэбэм, Джаспер Шарп
с 18:30Бен Вудардлекция
Чино Амобивыступление
до 23:00«Эхотурист» (Dyad & the Sleepers Club, Mårble)выступление
Подробности
Регистрация
с 15:00Ползучий сад
Великобритания, 2014. 81 мин. нет ограничений
Документальная лента, повествующая об одном из самых загадочных элементов природы — о слизевиках, организмах, которые относятся к царству грибов, но по некоторым характеристикам представляют собой отдельный тип живых организмов. По всему миру, от Великобритании до Японии, ученые исследуют эти существа, стараясь постичь их удивительную сущность, в то время как художники видят в них развернутую метафору необъяснимых загадок живой природы.
с 18:30Бен Вудард
Вместо того чтобы (подобно материалистам) рассматривать форму как нечто, что навязывает себя материи, или считать формализм отличительной чертой человеческого разума (как это делают рационалисты), Бен Вудард предлагает рассматривать формальное как результат вторжения природы в разум. Принято полагать, что ранний романтизм и немецкий идеализм видели в природе отпечатки идеальных форм. Согласно Вударду, в случае Гете, Новалиса и Шеллинга справедливее было бы говорить, напротив, о том, что природные формы могут обнаруживаться только в природе (включая наш собственный разум как ее проявление). В этом смысле внешнее и внутреннее оказываются формами природы, а высказывание Шеллинга: «То, что мыслит во мне, вне меня», — обретает зловещее звучание. Вудард приглашает на примере литературы ужасов и хоррора в кино подробнее исследовать «кошмарные» аспекты формализма, олицетворяющего отчуждение разума и тела друг от друга. Бен Вудард — философ, специалист в области медиа, натурфилософии XIX века, кино и литературы в жанре хоррор и видеоигр, сотрудник Университета Люнебурга в Германии.
Чино Амоби
Чино Амоби — музыкант и продюсер. Родился в Алабаме в семье выходцев из Нигерии, сейчас живет и работает в Виргинии. Он начал заниматься музыкой в 12 лет, записывая простые ритмы и начитывая под них рэп. В колледже, а позднее в Университете Содружества Виргинии работал над своим первым музыкальным проектом и выпустил около дюжины релизов под псевдонимом Diamond Black Hearted Boy. Впоследствии отказался от псевдонима и основал со своими друзьями-продюсерами ANGEL-HO и Nkisi собственный лейбл NON, публикующий музыку в Интернете и работающий без посредничества AR и публицистов. Амоби описывает NON как «коллектив африканских артистов и представителей диаспоры, которые используют звук как основной способ выражения видимых и невидимых структур, задающих бинарность внутри общества и распределяющих власть». Таким образом, основателей лейбла объединил интерес к политически заряженной электронной музыке, а также специфическое восприятие места и идентичности. Музыка Чино Амоби отражает его интерес к исследованию повседневности: в ней можно уловить отражение фрагментарной раздробленности постинтернетного существования и одиночество, испытываемое в пространстве, которое кажется похожим на дом, но таковым не является. Эксперименты Амоби начались с деконструкции эмбиентной монотонности и привели к соединению шумовых треков со звучанием синтезаторов и продуманной оркестровкой. Жестокая по отношению к слушателю компиляция диссонансов отражает жестокость современного социума, но указание на эту общественную проблему, может стать первым шагом в деле ее преодоления.
до 23:00«Эхотурист» (Dyad & the Sleepers Club, Mårble)
Echotourist — это звукозаписывающий лейбл и объединение музыкантов из Новосибирска, которые работают с артистами, живущими в Сибири. Они организуют и вечеринки (в частности с 2015 года проводят серию Wintering), на которых играют танцевальную музыку, эмибиент и нойз. При участии этого объединения проводился один из самых заметных музыкальных фестивалей всего региона — Frontier. В музыке Echotourist охватывают направления от хауса и техно до краут-рока. Они делают упор на живые выступления, а не на диджейские сеты. Dyad — это электронный проект Евгения Гаврилова, одного из ключевых деятелей новосибирской электронной сцены, сооснователя шугейз-группы FPRF и коллектива Echotourist. Этот псевдоним отсылает к термину античной философии (диада), который описывает диалектическое противоречие, возникающее в строгих рамках формальной логики. Mårble — один из проектов художника и музыканта Антона Глебова, основателя кассетного лейбла Hair Del и активного участника Echotourist. В последнее время Глебов склоняется к импровизационной работе даже при создании записей, однако зачастую его релизы все же проходят дополнительную обработку и продакшн.
25
Сессия 7
с 19:30Джеффри Джером Коэнлекция
до 22:30Ored Recordingsвыступление
Подробности
Регистрация
с 19:30Джеффри Джером Коэн
Страх перед монстрами, инопланетянами, нечеловеческими и аномальными существами и одновременно страстное любопытство по отношению к ним свойственны многим культурам. Писатель и исследователь Джеффри Джером Коэн исследует эти формы жизни с позиций постгуманизма и экокритицизма. Его интересуют явления одновременно близкие и чуждые. Этим обусловлена и гибридная методология, к которой он прибегает в своих исследованиях: как он считает, квир-теория, постгуманизм и так называемая критическая теория расы могут способствовать лучшему пониманию текстов и культур эпохи Средневековья. В своей лекции он предлагает вспомнить сюжет из Книги Бытия о Ноевом ковчеге и соотнести его с современной ситуацией изменения климата. Счастливые животные и радуга над ними — это только малая часть всей истории. Спасение нескольких видов живых существ на фоне гибели всех остальных в глобальной климатической катастрофе ставит под сомнение божественную, человеческую и экологическую справедливость. Но в то же время эта история испокон веков напоминает нам о том, что в ситуации катаклизма шансы на выживание и на то, чтобы остаться за бортом, у «человека» и «не-человека» как минимум равны. Джеффри Джером Коэн — профессор английского языка и директор Института изучения Средних веков и Нового времени Университета Джорджа Вашингтона в США; автор таких книг, как «Stone: An Ecology of the Inhuman» (2016), «Earth» (совместно с Линди Элкинс-Тантон, 2017); редактор-составитель (также вместе с Линди Элкинс-Тантон) сборника статей «Elemental Ecocriticism» (2016).
до 22:30Ored Recordings
Ored Recordings — независимый этнографический проект-лейбл из Кабардино-Балкарии, основанный в 2013 году Булатом Халиловым, Тимуром Кодзоковым, Миланой Халиловой, Ярославом Суздальцевым, Олесей Алтынбаевой и Елизаветой Вдовиной. Они выступали с музыкальной программой в культурном центре «Наука и искусство» (Москва) и в Locus Solos (Москва), с лекциями — в Высшей школе экономики (Москва). Принимали участие в ряде фестивалей традиционной музыки в Кабардино-Балкарии. Создатели Ored Recordings путешествуют по городам, селам и аулам Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Южного Дагестана и Азербайджана в поисках исполнителей музыкального фольклора. Основным принципом проекта является использование полевых записей. Ored Recordings используют только живые записи и выступают против студийной работы с архаичной народной музыкой. Им важен живой звук, фиксация конкретного момента с его особенной атмосферой и естественными огрехами. Ored Recordings стремятся популяризировать фольклор и раскрыть художественный потенциал традиционной музыки. Создателям лейбла важны и черкесские сказания, и казачьи песни, и суфийские ритуалы Чечни, они собирают полевые записи с застолий, богослужений и празднеств. Их интересуют вопросы аутентичности, личности и канона — в лекциях, которые часто сопровождают музыкальную программу, Ored Recordings анализируют, как местное, народное искусство существует в современном глобальном информационном пространстве.
27
Кинопоказ 6
16:00Тэцуо — железный человекреж. Синья Цукамото
Подробности
Регистрация
16:00Тэцуо — железный человек
Япония, 1989. 67 мин. 18+
Бизнесмен средних лет случайно сбивает на шоссе странного человека и спешно прячет тело. Спустя некоторое время герой обнаруживает у себя на руке металлический шип, после чего его тело начинает трансформироваться все быстрее. Вскоре скромный бизнесмен превращается в агрессивного технологического монстра, не способного контролировать собственные действия. Он убивает свою любовницу и вступает в схватку с выжившим после достопамятной автокатастрофы «технофетишистом», чьи эксперименты по модификации собственного тела полностью изменили его мироощущение. Кинематографическая вселенная Синьи Цукамото, населенная самыми невероятными существами, — одна из самых удивительных в истории кино, и «Тецуо — железный человек» занимает в ней особое место. Это размышление о необузданном технологическом прогрессе — жуткая шизофреническая фантазия о машинах-паразитах — может рассматриваться не просто как очередной фильм об опасностях вышедших из-под контроля механизмов, но как попытка продемонстрировать поэтику технического, отталкивающую и одновременно завораживающую.
июнь
01
Сессия 8
с 19:30Венсиан Депрелекция
до 22:30Ив Тьюморвыступление
Подробности
Регистрация
с 19:30Венсиан Депре
Философ Венсиан Депре, живущая в Бельгии, изучает способы психологического маневрирования между полюсами дихотомии рациональное/магическое на примере взаимоотношений между живыми и умершими, а также между животными и людьми. В сферу ее интересов входит также феномен «наблюдения». В частности, она изучала работу этологов, которые проводили полевые исследования арабской дроздовой тимелии в пустыне Негев в Израиле. То, как ученые разрабатывали свои теории, как взаимодействовали с историческим и социальным контекстом и к каким противоречивым выводам приходили в итоге, натолкнуло исследовательницу на мысль, что некоторые модусы поведения, которые, как мы привыкли думать, отличают нас от животных, нельзя считать сугубо человеческими. Это нашло отражение в ее книге «Что расскажут животные, если мы зададим правильные вопросы»: на протяжении более чем двадцати глав философ подвергает критическому анализу нашу уверенность в том, что мы понимаем, почему животные совершают те или иные действия, о чем они думают и чего хотят. В своей лекции в рамках проекта «Опыты нечеловеческого гостеприимства» Венсиан Депре расскажет о специфических отношениях, которые живые люди чувствуют себя обязанными поддерживать с умершими, предлагая им, в терминах Этьена Сурьо, определенный «способ существования». Особое внимание будет уделено тому, как выражается опыт взаимодействия с агентностью умерших в рассказах людей, как он рационализируется, с помощью каких метафор и приемов конструируются эти нарративы и т. п. Венсиан Депре — философ науки, преподаватель Льежского университета, автор множества статей и книг, среди которых «Ethology between Empathy, Standpoint and Perspectivism: the case of the Arabian babblers» (1996), «Our emotional Makeup. Ethnopsychology and Selfhood» (2004), «Au bonheur des morts» (2015), «What Would Animals Say If We Asked the Right Questions» (2016).
до 22:30Ив Тьюмор
Ив Тьюмор — это противоречивый образ, созданный выросшим в Теннесси продюсером и перформером Шоном Ли Боуи. Впрочем, в действительности точное имя артиста неизвестно: за свой творческий путь Ив Тьюмор сменил множество псевдонимов и избрал мистификацию своим творческим кредо. В предыдущие годы он работал в сотрудничестве с такими прогрессивными представителями музыкальной сцены, как рэпер Микки Бланко, и экспериментировал с музыкой разных жанров. Самое недавнее высказывание Ив Тьюмор — это LP-релиз «Serpent Music», выпущенный на лейбле PAN. Материал для этой записи создавался и собирался с 2013 года. Изначально «Serpent Music» тяготел к соулу, основанному на песнях разных жанров. Законченный альбом совмещает в себе, казалось бы, несочетаемые элементы: грув r’n’b и диссонантные отзвуки, переменчивый ритм и раздражающий нойз. Здесь встречаются полевые записи разговоров, эмбиент звуков природы, ломаные электронные вкрапления и даже фанк. Живые выступления, которыми знаменит Ив Тьюмор, поразительно отличаются от его студийных записей. Это всегда сложный перформанс и непредсказуемый театр одного актера.
03
Кинопоказ 7
16:00Побудь в моей шкуререж. Джонатан Глейзер
Подробности
Регистрация
16:00Побудь в моей шкуре
Великобритания/США/Швейцария, 2013. 108 мин. 16+
Завораживающая своей мрачной атмосферой вольная экранизация известного романа Мишеля Фейбера, в котором рассказывается об инопланетянке, похищающей мужчин на пустынном шоссе неподалеку от Глазго. Джонатан Глейзер оставляет только линию главной героини, отказываясь разъяснять мотивы ее действий и превращая сюжет в набор ситуаций, к которым неприменима традиционная нарративная логика. Повествование фильма «Побудь в моей шкуре» — словно вырванные страницы из дневника серийного убийцы, носителя инфернальной поведенческой модели, истолковать которую не под силу даже самым искусным интерпретаторам. Режиссеру удается изобразить «непознаваемое» и побудить зрителя к осмыслению нечеловеческой природы героини.
06
Сессия 9
с 19:30Михаэль Хампелекция
до 22:30Лара Саркисянвыступление
Подробности
Регистрация
с 19:30Михаэль Хампе
Философ Михаэль Хампе утверждает, что деление на органическое и неорганическое, живое и неживое — это неверифицируемая теоретическая конструкция, в конечном счете не научная, а метафизическая. В своих работах он опирается на идеи сторонников прагматистской методологии в области логики и теории познания — американского философа и педагога Джона Дьюи, норвежского философа и эколога, автора концепции «глубинной экологии» Арне Несса, французского социолога науки Бруно Латура, британского логика и философа Альфреда Уайтхеда и других. Однако он не противопоставляет теорию и практику как разные сферы деятельности, а говорит о самостоятельной ценности абстрактных категорий, нашего опыта и отношений, которые мы выстраиваем друг с другом и с окружающим миром. Они складываются в математическую формацию, объединение многообразных индивидуальностей — или, иными словами, природу. Яркой иллюстрацией этого служит событие, которое Михаэль Хампе рассматривает в своей натурфилософской книге «Тунгуска, или Конец природы». Она посвящена взрыву, произошедшему 30 июня 1908 года в сибирской тайге близ реки Подкаменная Тунгуска. Версия о падении метеорита не считается окончательной, поскольку ученые не обнаружили ни метеоритного кратера, ни фрагментов небесного тела. Альтернативные же объяснения варьируются от нашествия насекомых до вторжения пришельцев. Для Михаэля Хампе это событие — квинтэссенция «природы» и подтверждение теории «практического панпсихизма», предполагающей, что границы между живой и неживой материей нет: и та, и другая самостоятельна, все вещи одушевлены и наделены психикой и жизнью, подобно человеку. Михаэль Хампе — профессор теоретической философии, декан факультета гуманитарных наук в Швейцарской высшей технической школе в Цюрихе; автор публикаций, посвященных философии раннего Нового времени, прагматизму, философии психоанализа, натурфилософии.
до 22:30Лара Саркисян
Лара Саркисян — режиссер, креативный продюсер и саунд-художница, живет и работает в Сан-Франциско, Калифорния. Она сооснователь и диджей-резидент кураторского проекта и лейбла Club Chai, базирующегося в Окленде, Калифорния; сейчас организаторы проекта ведут ежемесячные шоу на Radar Radio. Саркисян интересуют междисциплинарные исследования медиа и информационно-коммуникативных технологий — по этой специальности в 2014 году она получила степень бакалавра в Калифорнийском университете в Беркли, защитив работу, в которой на примерах кинофильмов рассматривались вопросы идентичности армянской диаспоры. В своих музыкальных работах Лара Саркисян поднимает темы памяти, семейного архива и истории диаспоры. Ее треки представляют собой своеобразные мини-архивы, в которых собраны образцы различных звуков, будь то шум ветра, звон струны, перкуссия, заимствованная из традиционной армянской музыки, или электронная музыка. Лара часто использует такие традиционные инструменты, как дудук или канун, которые исторически звучали в национальной музыке, в традиционных танцах, в религиозных обрядах и революционных песнях, и переосмысляет их в современном контексте. Так, «APRE» выстроен вокруг знаменитой одноименной поэмы армянского поэта XX века Паруйра Севака, который был также видным политическим активистом.